Черная пятница: как нас обманывают

Вообще, традиция black friday изначально появилась в США, где магазины впервые начали предоставлять астрономические скидки на многие товары. Многие шопоголики с особой усладой ждут черной пятницы, которая в этом году приходится на 23 ноября. Большинство торговых центров пророчат, что можно урвать лакомый кусочек со скидкой аж до 90 процентов! Именно этот день стал символическим открытием предрождественских распродаж. Мы попытались разобраться, как не обжечься на выгоде.

Черная пятница: как нас обманывают

– остерегает покупателей психолог Анна Гарш. — Первое, что могут сделать магазины – под грифом SALE выдавать вещи намного выше изначальной цены! Например, в отделе с распродажей могут висеть вещи не только со скидками, но и без них! — Вторая ловушка – свалка. Зачастую только на кассе выясняется, что на этот товар скидки не было. Но люди из-за непреодолимого желания хоть что-то ухватить могут поддаться массовой истерии и, не разобравшись, начать брать все без разбора. Однако на этом можно только потерять! В-третьих, многие ждут черной пятницы, чтобы стать счастливым обладателем бытовой техники. Так как народу очень много, то проверка техники осуществляется очень быстро. Магазины грешат тем, что распродают товар, который уже успел побывать в ремонте. Потом его непросто сдать обратно. И покупатели, находясь под эмоциями, могут не заметить сбоев в работе прибора.

Люди выхватывают вещи друг у друга, ломают тележки и сносят все на своем пути. В магазинах зачастую возникают целые бои за определенные товары.

— Например, сильно перенервничав или вступив в конфликт с кем-то. — Казалось бы, праздник распродаж должен приносить только положительные эмоции, но человек может подвергнуться серьезному стрессу в этот день, – продолжает психолог. Особенную истерию вызывает у таких хватал искусственное чувство дефицита. Это можно назвать неадекватным потребительским поведением. Тогда человек с улыбкой во весь рот и покупкой в руке чувствует себя победителем. Когда кажется, что товара мало, значит, на него есть спрос, значит, надо срочно брать! При этом он обманывается вдвойне: купив ненужную вещь и еще радуясь этому.

— Все хотят продать много и задорого! — Надо помнить, что никто не будет работать себе в убыток, – говорит Анна. Когда потребитель видит большие скидки на товар, то у него вырабатывается дофамин (гормон, который мотивирует на получение удовольствия. Попробуем рассмотреть механизм так называемого обмана. ред.), провоцирующий желание заполучить вещь несмотря ни на что. – Прим. К тому же недорогая покупка всегда простительна. Человек понимает, что если дешево, то значит, можно сэкономить. Также в психологии есть такой термин, как система награды и поощрений. В основном маркетологи пытаются таким образом продвинуть именно залежавшийся товар. Поэтому хочется еще и еще совершать покупки. Когда полученное как бы оправдывает себя, мозг вырабатывает дофамин.

Исследователь впервые ввел термин «логика Деда Мороза», когда приобретаются абсолютно ненужные вещи. Французский социолог и культуролог Жан Бодрийяр впервые выявил удивительное явление: покупатели, даже зная, что их обманывают, все равно ведутся на дешевую западню. Как можно сэкономить в дни, когда магазины так и манят своими обещаниями?

— У вас не будет представления о безграничности средств, которые лежат на банковской карте. — Чтобы не попасться на удочку, необходимо прийти в торговый центр с наличными, – утверждает Анна Гарш. И перед тем как совершать какую-либо покупку, еще несколько раз подумаете, пригодится она вам или нет. Все свои деньги вы будете видеть, что называется, в лицо. С помощью этого ваше внимание будет приковано к конкретным вещам. Также необходимо определиться со списком покупок. Лишь когда мы что-то заполучим, чувствуем себя всемогущими! Отмечу, что в человеческой психике так заложено, что трата денег приносит огромное удовольствие. Перестаньте думать о покупках, лучше обратитесь к себе и посвятите время своему «я». Чтобы умерить свой пыл, можно насладиться позитивными эмоциями за несколько дней до космических распродаж. Может, прогулка по лесу, вечер в кафешке, кино или занятия в спортзале? Спросите, что вам приносит настоящее удовольствие? — Прим. Да и к тому же не стоит привязываться к материальному, иначе это может перерасти в вещизм (страсть к приобретательству. ред.).

  Всего 284 просмотра