Как аниме рассказывало о климатическом кризисе

Леса оказались заражены плесенью, и единственная, кто хочет наладить общий язык с дикими созданиями в новых условиях, — это юная Навсикая. По сюжету ленты 'Навсикая из Долины Ветров', люди пережили 'Семь дней огня' — масштабную войну, в ходе которой случилась экологическая катастрофа. Навсикая не сдавалась и искала способ восстановить экологическое равновесие. Однако ее идеи объединиться с животными и быть ближе к природе не нашли понимания у старших — им по душе были баталии и бессмысленные сражения. Она обнаружила, что плесень питает лес и восстанавливает его, но у антагонистов были свои планы насчет растительности: они хотели создать химическое оружие и выжечь джунгли до основания, считая, что те мешали обществу развиваться.

В некотором смысле Хаяо Миядзаки, автор сценария и режиссер, сам стал Навсикаей — он дал направление, в котором следует работать, и предостерег от нежелательного варианта развития событий. Фильм вышел больше 30 лет назад, и уже тогда он прямым текстом говорил зрителям: 'Если мы, люди, вовремя не одумаемся и не перестанем эксплуатировать природу, миру придет конец'. Увы, к мэтру не прислушались.

Как аниме рассказывало о климатическом кризисе

Хотя фильм окружен мифами — в том числе о том, что история повествует о девочках, отправившихся в иной мир, — это аниме на поверку оказывается добрым, светлым, и заодно показывает, что природа не враг человеку. Другие работы студии Ghibli оказались на порядок позитивнее: к таким как раз можно отнести ленту 'Мой сосед Тоторо'.

Как аниме рассказывало о климатическом кризисе

В чем-то они даже являются душами вещей. Здесь Миядзаки обращается к мифам — в Синто, японской системе верований, часто фигурируют ками — хранители, которые живут во всех элементах природного мира. Дружбой духа и девочек сценарист показывает, что сейчас они — человек и природа — находятся в полной гармонии. Таким является и Тоторо — он ками, относящийся ко всему лесу. Герои не попадают в конфликты, присущие людям из 'Навсикаи', — все благодаря взаимопониманию.

Принц Аситака убивает вепря Наго и навлекает на себя смертельное проклятье. Самой жесткой критикой индустриализации в списке фильмов Ghibli остается 'Принцесса Мононке', тоже во многом построенная на мифах Древней Японии. В надежде спастись он пускается в долгое путешествие и встречает Сан, воспитанную волчьим племенем, и госпожу Эбоси, главу Железного города.

Финал истории предсказуем: оружейники своими действиями разрушили баланс и заставили самих себя страдать. Героини, которых встретил Аситака, являли собой две стороны конфликта — защитницу животных и сторонницу технологического прогресса. Героям едва удалось вернуть все на место.

В отличие от 'Навсикаи', где девушка-идеалистка сталкивается с жестокостью мира, и от 'Тоторо', где герои живут во взаимопонимании, 'Мононоке' словно говорит: 'Вот до чего вы довели Землю. Здесь логично смотрится ненависть Сан к людям — отчасти она впитала позицию создателей, разочарованных тем, что главной угрозой для природы и человека является сам человек. Это — ваша вина'.

Оно рассказывает о подростке Ходаке, сбежавшем из дома в Токио, и Хине — девушке, которая умеет управлять небесами. Раз уж мы упомянули в начале Макото Синкая, то не лишним будет и рассказать о его недавней ленте 'Дитя погоды'. Недолго думая, ребята решают запустить погодный бизнес и развеивать тучи по требованию. Дети живут в городе, где нескончаемо идут дожди, однако иногда Хина может делать так, чтобы светило солнце.

И в Японии это очень чувствуется. В последние годы во всем мире происходят сильные климатические изменения. И вместо поэтических обсуждений природной красоты нам все больше приходится говорить про проблемы, связанные с экологией. Например, если раньше смена времен года казалась чем-то прекрасным и завораживающим, то сейчас она чаще похожа на катастрофу. В этой картине я хотел поговорить о том, как меняется мир. Фильм отчасти об этом. И о том, что, несмотря на эти разительные перемены, нам всем все равно надо как-то жить дальше.

Точно как в фильме — непрекращающийся, беспросветный дождь, которому нет конца и края. Первый замысел фильма появился у меня в связи с тем, что в Токио были затяжные дожди. И я подумал: «Как было бы хорошо, если бы кто-нибудь мог разогнать эти тучи».— признается Синкай.

Режиссер замечает: Токио сейчас и 10 лет назад — совершенно разные места обитания, и виной тому — климатический и экономический кризис. Катаклизмы трансформируют не только город, но и стиль общения в нем.

  Всего 38 просмотров