Как сериалы стали формой психотерапии

Или сериал «Пациенты», выходивший в 2008-2010-х годах, который посвящен целиком психотерапии. Кино и сериалы начали говорить о психических расстройствах далеко не вчера: вспомнить хотя бы легендарный «Клан Сопрано», где глава мафиозного клана не только убивает врагов, ведет войну с конкурентами и правоохранителями, но и ходит к психиатру решать проблемы с паническими атаками и сложными семейными взаимоотношениями. Говорить о том, что у тебя депрессия, биполярное расстройство или другая ментальная проблема уже не так стыдно, как еще несколько лет назад. Однако с середины 2010-х тема психического здоровья становится все менее табуированной и все больше касается каждого из нас. Нам все больше рассказывают о том, что делить людей на «психов» и «нормальных» неправильно, а следить за психическим здоровьем и решать жизненные проблемы через эту тему также важно, как заботиться о здоровье тела.

Очень часто это приличный и вполне успешный человек, который справляется с перепадами настроения, депрессией или страхом. На этом фоне и сериалы чаще касаются темы ментальных расстройств, не впадая в крайности: психически нездоровый герой необязательно серийный маньяк или отпетый шизофреник.

Как сериалы стали формой психотерапии

Ходить в кинотеатры – развлечение затратное и в экономическом смысле, и в плане ресурсов, ведь для поездки в кино еще нужно выбрать свободный день или вечер и добраться туда по пробкам. Вторая причина превращения сериалов из развлечения в своеобразный экзистенциальный опыт – рост популярности сериалов в целом. Другое дело — сериал, который можно включить в любой момент, за ужином или перед сном, и заплатить за него вполне приемлемую сумму, а то и вовсе найти бесплатно. При этом далеко не факт, что ты не потратишь деньги и время напрасно и фильм не окажется большим разочарованием.

Как сериалы стали формой психотерапии

Вот почему хороший сериал может быть не менее содержателен, чем разговор с психологом, хотя полноценную терапию он вряд ли заменит. Сериалы дают людям гораздо больше времени на поглощение и переосмысление сложного интеллектуального повествования, на знакомство с героем и сопереживание ему.

К моменту взросления молодой человек видит уже такое количество сюжетов, историй, декораций, что зацепить его банальным экшном почти нереально, а хороший конец, исключительно положительные и предсказуемые герои ничего, кроме скуки, не вызывают. Современное поколение чрезвычайно пресыщено контентом. Они пользуются огромным успехом у аудитории, что еще раз подтверждает: даже популярной медиакультуре пора двигаться от простого к сложному. Поэтому в 2000-х в сериалах начинают появляться довольно спорные персонажи: социопат Доктор Хаус или герои «Остаться в живых», у каждого из которых найдется темная тайна, а то и не одна.

Они могут быть и не злодеями, но идеализированными и простыми их точно не назовешь. В этом смысле персонажи с психическими проблемами тоже сложные герои.

Мировоззрение современного зрителя существенно поменялось даже по сравнению со всего лишь парой десятилетий назад. Мы живем в эпоху разнообразия, хоть в России это и заметно чуть меньше, чем на Западе. Она гораздо более готова говорить на темы, которые еще совсем недавно считались табу: сексуальность, половое воспитание (как тут не вспомнить одноименный сериал, почти каждая серия которого, как мини-поход к сексуальному терапевту), трансгендерность, наркотическая зависимость, психические расстройства (все это есть в «Эйфории») , борьба с депрессией («Шучу»), сталкинг («Ты»). Молодежь хочет видеть на экранах больше людей с разным цветом кожи, типом фигур, социальным положением, ориентацией, гендерной принадлежностью. В этом смысле для многих из нас, жителей все еще довольно консервативного общества, сериалы становятся чуть ли не единственным способом подумать о том, что все еще сложно произнести, но уже невозможно игнорировать. Современные сериалы одновременно и помогают снять запрет с важных тем, и являются ответом на готовность аудитории говорить о них.

  Всего 94 просмотра