Методология воспитания детей

Для разных возрастных групп детей разработаны различные методики воспитания, которые учитывают их возрастные особенности. Родители лично определяются с выбором зачастую основанным на методиках, которыми руководствовались их родители. Также немаловажное влияние оказывает уровень личных психолого-педагогических знаний.


Прежде, чем определяться какие методики использовать, немаловажно понимать личный стиль поведения. Оно может быть демократичным либо попустительским либо авторитарным. Не каждая методика подходит под тот или иной стиль поведения родителя.

Правильное использование тех или иных методов важно, чтобы сформировать и вырастить в ребенке зрелую и здоровую личность. Ведь неверные действия при воспитании зачастую могут привести к появлению психологических проблем, которые могут перейти и сохраниться во взрослом возрасте. Не мала вероятность и реализации этих проблем уже на их собственных детях.

Основными методиками, которыми могут руководствоваться родители при воспитании своих детей, можно назвать:

 • Положительного и негативного подкрепления. В случае воспитания, подкрепление рассматривается как реакция родителя на совершенный поступок ребенка. Эти действия могут носить как положительный, так и отрицательный характер. В позитивном ключе это обязательная похвала, в случае если ребенок совершил что-то хорошее. Могут быть использованы фразы: «Ты моя умница» или «Какой ты молодец». В негативном ключе – дать понять своей реакцией и словами, что ребенком совершен поступок не очень хороший. Например, фразами «Ты меня расстроил своим поведением» или «Совершенный поступок очень плохой, хорошие дети себя так не ведут».
 • Убеждение и общение. Этот вариант может быть применен к детям с различными особенностями и в разном возрасте. Смысл этой методики заключается в выяснении мотивации того или иного поступка малыша. При этом важно следить за своей интонацией. Голос должен быть твердым, но обязательно уверенным и спокойным. Повышение голоса или крик исключены.
 • Один, два, три. Эта методика применяется, если присутствует необходимость в незамедлительном прекращении плохого поведения. Рекомендовано применять к детям не младше двухлетнего возраста.

Метод действует таким образом. Родитель начинает считать от одного до трех, делая между каждым просчетом паузы около четырех секунд. Перед этим необходимо предупредить ребенка, что если по окончании счета его плохие действия не прекратятся, то последует наказание. Наказание стоит озвучить. В это время у ребенка есть время одуматься и не получить наказание за совершенный проступок. Если же после произнесения «три» ребенок продолжает хулиганить, то незамедлительно следует наказание. Обязательно в процессе счета сохранять твердость голоса, если ребенок решит, что родитель не уверен в своих действиях, то продолжит плохо себя вести, думая, что выйдет сухим из воды.

Немалая доля родителей предпочитает использовать методику физического воздействия. Однозначно сказать насколько это эффективно нельзя. В данном случае, мнение специалистов разделяются. Кто-то склоняется к действенности этой методики, несмотря на ее жестокость. Кто-то убежден, что к детям применение физического воздействия недопустимо, ни при каких обстоятельствах. Большая часть психологов, рекомендует применять данный метод в самых крайних случая, а по возможности вообще отказаться. Пытаться использовать все возможные гуманные пути обязательно установить со своим ребенком психологический контакт. В случае неэффективности одной методики, прибегать к другой. Ведь при применении физического воздействия можно причинить малышу не только физические травмы, но и психологические.

  Всего 68 просмотров

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.