«Москва слезам не верит» 40 лет спустя: как сложились судьбы актеров

— Прим. – До этой роли я снималась с Меньшовым в одной картине («Последняя встреча» 1974 года. Он пригласил меня в свой новый проект. «Антенны»), и мы подружились. А я телевидение обожала и всегда мечтала попасть на большой экран. Предложил небольшую, но интересную роль телевизионного режиссера.

И я решила принести наряд, который мой муж, актер Лев Поляков, купил в Италии. Меньшов сказал, что полностью мне доверяет, и даже разрешил самой подобрать костюм из реквизита или принести из дома. Наш оператор, замечательный Игорь Слабневич, чуть не упал от смеха, когда увидел, как я делаю этот их фирменный жест. Лева также мне подсказал знаменитую операторскую «козу», когда я показываю двумя пальцами, как надо снимать.

«Москва слезам не верит» 40 лет спустя: как сложились судьбы актеров

Нам помогали все рабочие и даже останавливали станки, чтобы не было такого грохота. Мы снимали на заводе, где штамповали металлические детали, и был такой шум, что все актеры буквально оглохли. Так что, когда узнала, что завод закрыли, даже расплакалась.

Счастлива, что выбрала эту профессию и что работаю в ней до сих пор. Когда фильм получил «Оскар», я попросила Володю разрешить нам, актерам второго плана, наделать маленьких «Оскариков», и вот такую фигурку я храню уже 40 лет. И мои эпизодические роли часто бывали важнее главных. Мы, актеры, самые выносливые и рисковые после летчиков-испытателей.

Узнала, что запущен такой проект, прочитала сценарий, поговорила с ассистентом режиссера и поняла, что там делать особенно нечего. – Попала я в картину случайно. А теперь мне все говорят, что я попала в историю. Но потом пришел Меньшов и пообещал что-нибудь придумать, и я осталась. У меня родственники за границей живут и в праздники эту картину смотрят — получается, что мы видимся хотя бы так. Конечно, приятно, что все так повернулось, хотя никто этого не ожидал, включая Меньшова.

Меньшов снимает очень быстро — приехали на завод, отрепетировали и сняли. Это был всего один обычный съемочный день. Я ведь левша, а там нужно было туда-сюда ручку двигать, а она рассчитана на правшей. Мне было очень неудобно с микрофоном в руке. Что удивительно, ни режиссер, ни съемочная группа, ни зрители потом не заметили, что микрофон у меня в левой руке. Но я это потом обыграла тем, что за моей спиной кто-то лез в кадр, а я не давала ему попасть и разворачивала Веру Алентову вокруг себя.

Я надела сверху кофточку, потому что на огромном заводе мне было холодно. Художники-костюмеры одели меня очень ярко: красная кофта, красная блузка, розовая юбка, черный ремень с блестящей пряжкой… Это ведь 1958 год, когда в моде были прозрачные капроновые блузки.

Со мной случилась беда 13 октября (в 1995 году актрису сбила машина, она получила тяжелые травмы, которые до сих пор дают о себе знать. Я давно на пенсии. «Антенны»), и с тех пор я 13-го числа никуда не хожу, а сижу тише воды, ниже травы. — Прим. С актерами не общаюсь. Муж вскоре после этого умер, детей нет. С Алентовой мы пересеклись пару раз на съемках фильма «Время желаний», куда меня пригласил режиссер Юлий Райзман, и я не смогла отказаться, хотя это роль без слов.

Главный герой — слесарь Гоша — такой выдающийся, и надо было, чтобы в лаборатории его окружали доктора наук. – На роль меня пригласил Меньшов. Вот меня и взяли. А у меня были борода и усы — я на Ленина был похож и на ученого. Я и на пикнике речь произношу о том, какой Гоша выдающийся.

Мне это было неинтересно. Я до этого снимался несколько раз и после этого, но актерской карьеры не хотел, хотя мне и главные роли предлагали. У меня мастерская во ВГИКе уже почти 40 лет, и я туда езжу раз в неделю преподавать. Живу за городом, пишу сценарии, не хожу ни на какие тусовки и премьеры. Со своими друзьями-коллегами в основном встречаемся на юбилеях.

А американцы — люди без юмора и восприняли это очень серьезно. Помню, был смешной случай, когда наша делегация сценаристов поехала в США на встречу с голливудскими коллегами, и я пошутил, что это благодаря мне фильм Меньшова получил «Оскар». Стали меня уверять, что это благодаря другим актерам тоже.

Меньшов — замечательный сердечный человек, открытый, любящий людей. – Я тогда служила в Театре киноактера при киностудии «Мосфильм». Наверное, это значило, что я ему подхожу как актриса. Во время съемок он сказал такую фразу: «Жаль, что я вас не знал раньше».

Ее взяли как типаж, и после съемок мы ее больше не видели. Моя напарница, тоже невеста в клубе «За 30» Таисия Шутова, была случайным человеком, она нигде не работала как актриса.

Я озвучила много западных звезд, среди них Элизабет Тейлор, Ингрид Бергман, Клаудия Кардинале, Софи Лорен, Ванесса Редгрейв, Анни Жирардо… А сама я в основном снималась в сказках. Моя актерская судьба сложилась в дубляже — в этой сфере в моей фильмографии больше 200 картин.

Сказал: «Танька, спасай!» Я сначала отказалась, потому что у меня как раз была дома стирка, а он и говорит: «Мы снимаем в прачечной, собирай все и вяжи узлы». – Мне позвонил Вова Меньшов и попросил его выручить, потому что на съемки не пришла актриса. Они мне его еще и погладили, так что я даже денег не взяла за съемочный день. Я взяла два раскладных чемодана, с которыми ездила за границу, собрала все белье и чудно все постирала… на съемочной площадке.

Почему-то эта фраза вошла во все зарубежные ролики, и я по ней учила язык страны, в которой мы находились. Мы тогда много ездили за границу, и везде по телевизору показывали куски из этого оскароносного фильма, и везде я в кадре с Ирочкой Муравьевой произношу знаменитую фразу: «Чтоб генеральшей стать, надо за лейтенанта замуж выходить да помотаться с ним по гарнизонам лет 20, по тайге всякой, по пустыне». Начали мы с Болгарии и проехали всю Европу до самого Парижа.

Все стиляги тогда носили кок — объемную прическу с зачесанными назад волосами. – Меня долго утверждали. Кое-как удалось их взбить в кок. А у меня волос было мало! Изначально планировалось сопротивление дружинникам. В кадре я такой стиляга в цветном пиджаке с такими же девочками иду по улице. В итоге в фильме вышла сцена, когда ко мне просто подходят дружинники и говорят: «Прекратите обниматься!» Еще запомнилось, что туфли нашлись только на два размера меньше, они ужасно жали. Я начал играть выяснение отношений с фразой: «Вы почему меня бьете, как, за что?!» И тут раздалась команда «стоп», потому что я переигрывал. Сейчас я на пенсии, иногда снимаюсь, но редко.

«Хорошенькая, не могу!» — восклицает она в кадре. Та самая симпатичная и немного наивная коллега героини Ирины Муравьевой, которая искренне восхищается ее модными обновками. Хотя ее дебют в кино был многообещающим: среди десятков девочек ее выбрали на роль сестры-близняшки Аси в фильме «Дорога к морю». Лариса Барабанова преимущественно играла эпизодические роли. Несмотря на то что Лариса чаще всего появлялась на вторых планах, ее эпизоды очень запомнились зрителям. Режиссер Ирина Поплавская была удивлена упорством девочки, которая одна — самостоятельно, без родителей — пришла на пробы. Дальнейшая судьба артистки сложилась трагично. Болтливая пассажирка из «Экипажа», Красная Шапочка из фильма «Эта веселая планета», буфетчица из «Мимино». Неправильный диагноз и недосмотр врачей привели к ухудшению здоровья, и в 1987 году 39-летней Ларисы Барабановой не стало. В 1986 году она попала в аварию и получила тяжелые травмы.

Еще в студенчестве он организовал молодежный театр, который закрыли через три года, посчитав его постановки чересчур смелыми для того времени. Сокурсник и лучший друг Владимира Высоцкого больше проявил себя в театральной сфере в качестве режиссера. Ялович очень чутко реагировал на критику: когда его очередной проект, московский театр «Альбом», был закрыт после двух лет существования, у артиста случился инфаркт. В кино появлялся очень редко. С 1992 года работал художественным руководителем театра «Товарищество артистов МХАТ». Он перенес 14 клинических смертей подряд, но нашел силы восстановиться и вернуться к работе. Ему было 64 года. В 2002 году у Геннадия Яловича случился очередной инфаркт, после которого артист не смог оправиться.

В его актерской копилке более 70 ролей, и все преимущественно военного плана. Роль статного мужчины в военной форме, с которым кокетничает героиня Ирины Муравьевой, исполнил 47-летний Гусев. Но перед началом съемок актер сломал ногу, и роль отдали Георгию Епифанцеву. Кстати, именно он должен был сыграть Павла Громова в легендарной «Угрюм-реке». Последний раз на экране он появился в фильме «Ермак» в 1996 году и после этого уже не снимался. К сожалению, больших предложений на главные роли Гусев так больше и не получал. Ему было 78 лет. В 2012 году Владимира Гусева не стало.

Будущая пара познакомилась на съемках фильма «Молодая гвардия». Неказистую, но очень забавную генеральшу сыграла супруга Георгия Юматова. Юматов с первого взгляда влюбился с симпатичную веселую блондинку и сделал предложение, не дожидаясь окончания съемок. На тот момент Музе было 24 года, Георгию — 22. Лишь изредка появлялась в эпизодах. Некоторое время Муза еще соглашалась на роли в кино, а потом решила посвятить себя заботе о муже и доме. Актриса пережила любимого мужа на два года: Юматова не стало в 1997 году, Крепкогорской — в 1999-м. Порой Юматов просил режиссеров выделить супруге небольшую роль в картинах, в которых он снимался.

Действие происходило в 60-е годы, одна из первых сцен у меня была на Тверской улице около телеграфа. – Впервые снялась в начале 2000-х в фильме Леонида Марягина «Здравствуй, столица!». Играла девушку не очень тяжелого поведения, но с драматической судьбой. Я оканчивала четвертый курс Школы-студии МХАТ и, конечно, была горда, что практически напротив моего института снималось кино. Казалось, что у меня в кино все дальше так и будет красиво. Шла в красивом платье, с невероятной прической, вся Москва на меня оглядывалась. Кто бы знал, что потом появятся окопы, болота, ссадины, мороз… А в первый раз было ощущение невероятного карнавала.

Волнения не помню, в памяти осталось любопытство, интересно было смотреть на матерых артистов. – У меня была крутая первая эпизодическая роль у Петра Тодоровского в фильме «Ретро втроем». Я же играла девочку с ангельским личиком в перестроечном времени. Там снимались Елена Яковлева, Евгений Сидихин, Сергей Маковецкий. Это было в 1997 году, я училась на втором курсе Щепкинского училища, а на третьем курсе у меня уже главные роли были.

Это комедия. – Было это в 1991 году, я уже служил в театре «Сатирикон» и сыграл в короткометражном фильме «Кешка и маг» Самира Багирова. В роли ребенка была кукла. Играл милиционера, который стоит на посту у «Останкино», на меня катилась коляска, ударялась о бордюр, и из нее выпадал ребенок и летел прямо мне в руки. Конечно, впервые было все волнующе. В фильме этот эпизод длился секунд 20. Там стояла огромная толпа людей, я еще удивился: «Какая любовь народа к отечественному кино». Любопытно, что снимали мы на главном входе в «Останкино». Оказалось, что приехала бразильская актриса Вероника Кастро, сыгравшая в сериале «Богатые тоже плачут», и так встречали ее.

Вызубрила песню на английском языке и пошла на площадку, трепеща от страха. – Мне не было еще и 20, когда случайно увидели и утвердили на эпизодическую роль певицы кабаре в фильм «Незваные гости». Оказывается, меня за кадром озвучивала профессиональная певица, притом иностранка. Меня одели в красивое вечернее платье, натянули длинные перчатки, дали микрофон и сказали: открывай рот, звуков не издавай. А после съемок меня взяли во ВГИК в мастерскую Сергея Герасимова.

Я была еще студенткой второго курса ГИТИСа. – Это был фильм «Ветер странствий» режиссера Юрия Егорова в 1977 году. Боролась с неуверенностью в себе. Волновалась очень, когда проходила кастинг. Но меня даже ставили в пример моему партнеру, уже профессиональному артисту, говоря: «Вот как в кадре играть надо!»

  Всего 7 просмотров