От инструмента угнетения к стильной детали: сложная история корсета

Heroine разобрался, чем корсет был во времена своего появления, как менялось отношение к нему в разные эпохи и чем он стал для современных женщин. Тренд на корсеты активно возвращается в моду, хотя он и контрастирует с идеями феминизма: считается, что именно движение за равноправие освободило женщин от необходимости носить неудобные платья.

В закулисном видео для Vogue звезда реалити-шоу рассказала, что из-за тугой шнуровки не может даже сидеть и будет давать интервью стоя. На прошедшем Met Gala Ким Кардашьян вновь поразила всех своими знаменитыми изгибами, затянув талию корсетом.

От инструмента угнетения к стильной детали: сложная история корсета

Однако корсеты того времени не слишком сковывали движения, так как были выполнены в форме жесткого конуса. Элизабет Юинг пишет, что Медичи презирала полную талию, считая ее верхом дурных манер. Корсет представлял собой несколько слоев плотной ткани. Его основной функцией было не утянуть талию, а сделать линию корсажа гладкой и ровной.

От инструмента угнетения к стильной детали: сложная история корсета

Его можно увидеть на скульптуре Богини змей, которая была создана примерно в 1600-ых годах до нашей эры и найдена в XX веке в древнем дворце Кноссе на острове Крит. Один из первых прообразов корсета связывают с крито-микенской культурой. Над верхней частью юбки находится широкая полоса, которая плотно обхватывает талию. Статуя изображает женщину, одетую в длинную юбку из нескольких слоев ткани и фартук, украшенный геометрическими узорами. Вероятнее всего, в культуре Крита и Микен прообраз корсета использовался как верхний декоративный элемент одежды, а не как нижнее белье.Сложно сказать, где и когда конкретно появился корсет. Верх костюма состоит из рубашки с глубоким вырезом, полностью обнажающим грудь. Около 1400 годов корсетом описывали одежду, которая носилась поверх сорочки. Элизабет Юинг в книге «Мода в нижнем белье: от Вавилона до бикини» пишет, что впервые слово «корсет» стало использоваться в средневековье с французским словом «cotte» и описывало плащ для мужчин.

От инструмента угнетения к стильной детали: сложная история корсета

Какое-то время их использовали как визуальную метафору социальных ограничений, с которыми сталкивались женщины.Но на деле такие конструкции применяли лишь в лечебных целях. Возможно, ты видела изображения корсетов, сплетенных из жесткой металлической проволоки. Стил отмечает, что нет никаких доказательств того, что металлические корсеты применяли в декоративных целях и в повседневном гардеробе. Как объясняет историк моды Валери Стил в книге «Корсет: история культуры», подобные устройства использовали для исправления деформации позвоночника.

От инструмента угнетения к стильной детали: сложная история корсета

Не исключено, что обе гипотезы справедливы, и Медичи просто привезла моду на корсеты из родной Италии, когда стала королевой Франции. По поводу страны, в которой изобрели корсет в том виде, в котором мы его знаем, есть две версии: его ввела в придворную моду Франции Екатерина Медичи в 1550 годах или он появился при итальянском дворе по инициативе Жуаны Португальской.

От инструмента угнетения к стильной детали: сложная история корсета

В 2015 году он курировал выставку в Нью-Йорке, которая демонстрировала, как нижнее белье и корсеты использовались на протяжении веков для создания силуэта. Возможно, тогда начало формироваться то, что французский историк и искусствовед Дэни Бруна называет «культурным телом».

С тех пор он стал главным материалом для этого элемента одежды. В эпоху последней представительницы династии Тюдоров – королевы Елизаветы I в корсетах начали использовать китовый ус. Ус позволял корсету повторять очертания тела и быть более гибким.

Корсет как раз это и делал, а потому в миг потерял актуальность. Общество народного и республиканского искусства (Société Popular et Républicane des Arts), которое в период революции заменило Королевскую Академию искусств, провозгласило, что одежда должна быть практичной, не ограничивать передвижение и не служить символом статуса. Позже эта идея будет повторяться снова и снова. И хотя эта тенденция сойдет на нет после революции, именно в этот период зарождается представление о корсете, как об инструменте угнетения.

– У нас есть культурное тело, и каждый раз оно пытается следовать моде своего времени. Это очень важно, потому что вы можете видеть, что естественного тела не существует, рассказал Бруна изданию Observer.

Он в первую очередь характеризуется идеалами религиозной терпимости, скептицизма в отношении слепой веры и свободы. Период Просвещения был огромным историческим сдвигом в философии, искусстве, науке и современных взглядах. В той же стране, где Екатерина Медичи практически сделала корсет необходимой частью придворного гардероба, женщины начали сбрасывать этот элемент одежды.

То есть, мужчины не заставляют стягивать себя корсетами, но женская склонность к этому определяется как раз таки мужским желанием. Тем не менее, эксперт отмечает, что женщины носят корсеты, чтобы получить подтянутую, сексуальную, молодую фигуру. Трудно сказать, где заканчивается свободный выбор женщины и начинаются патриархальные требования. Они носят корсеты, чтобы выглядеть привлекательными и подобающим образом одетыми.

Во время правления Наполеона талия начала подниматься чуть выше, девушки носили свободные платья, а весь акцент в фигуре делался на грудь. Корсеты до викторианской эпохи были призваны в основном подчеркнуть талию, а также помогали удерживать осанку и равномерно распределять вес пышной юбки. Эта мода продлилась недолго, затем талия вернулась на место, но подчеркнутая грудь осталась. Корсеты в этот период были короче и больше напоминали бюстгальтеры. Считается, что именно с этого момента корсет приобретает не просто поддерживающую, а еще и утягивающую функцию. Так появился силуэт «песочные часы». Врачи просят женщин отказаться от тугой шнуровки и рассказывают о том, что она вызывает деформацию внутренних органов. Во второй половине 19 века намечаются две противоположные тенденции: с одной стороны корсет становится популярней, а контраст между узкой талией и широкими плечами и бедрами все более радикальным; с другой растет движение, критикующее корсеты. Как отмечает Валери Стил, вред корсета значительно преувеличен, хотя некоторые проблемы с пищеварением или здоровьем внутренних органов он действительно мог спровоцировать.

Однако, сами мужчины тоже выступали против этой детали гардероба. Корсет не раз упоминался в истории и культуре, как символ угнетения и патриархата. Именно мужчины-врачи придумывали мифы о том, что корсет вызывает истерию и регулярно протестовали против них, говорит Валери Стил в интервью Collectors Weekly.

Женщин призывали к ношению более практичных и комфортных вещей. Женское освободительное движение сформировалось в США и Великобритании в 1800-ых годах, вместе с ним началась и реформа одежды. Американская феминистка Элизабет Стюарт Фелпс Уорд призывала женщин:

Зажги костер из жестких корсетов, которые столько лет господствовали над твоей грудью и животом, и вздохни с облегчением, ибо твое освобождение, уверяю тебя, с этого момента началось. Сожгите корсеты!

В их гардеробе появились брюки, а реформисты нижнего белья одобрили комплект из трикотажной рубашки и кальсон. Потребность в более комфортной одежде возрастала по мере того, как женщины становились активнее физически: занялись пешими и конными прогулками. Но эпоха корсетов все еще не закончилась.

Так к 1900 году появился эдвардианский корсет S-образного силуэта. Создатели корсетов попытались не отставать от тенденции к более мобильной одежде. Особенность такого корсета – длина. Он придавал фигуре изгиб, свойственный моде модерна. Он изготавливался из эластичной ткани, поддерживал буквально все тело и порой доходил до колен.

Как сказала она в одном из интервью: Кому-то возвращение корсетов может показаться шагом назад в борьбе за равноправие, но историк моды Валери Стил так не считает.

Белла Хадид, Хейли Болдуин, Кайли Дженнер и другие звезды подиумов и стритстайла используют разные вариации этого элемента одежды в своих образах. Несмотря на все взлеты и падения, сейчас корсет вернулся в моду.

Все зависит от того, в какую эпоху его надевали. Вот почему в одно время корсет был поддерживающим нижним бельем, в другое – способом изменить силуэт своего тела, а в третье инструментом патриархата. Еще важнее то, что сейчас женщина надевает корсет только по собственному желанию, а не потому, что так предписано правилами, навязанными обществом. Модные сейчас корсетные пояса, рубашки со шнуровкой скорее игра со стилем, чем попытка изменить свое тело.

  Всего 260 просмотров

Метки записи:   ,
Популярные статьи: