Heroine разобрался, чем корсет был во времена своего появления, как менялось отношение к нему в разные эпохи и чем он стал для современных женщин. Тренд на корсеты активно возвращается в моду, хотя он и контрастирует с идеями феминизма: считается, что именно движение за равноправие освободило женщин от необходимости носить неудобные платья.
В закулисном видео для Vogue звезда реалити-шоу рассказала, что из-за тугой шнуровки не может даже сидеть и будет давать интервью стоя. На прошедшем Met Gala Ким Кардашьян вновь поразила всех своими знаменитыми изгибами, затянув талию корсетом.
Однако корсеты того времени не слишком сковывали движения, так как были выполнены в форме жесткого конуса. Элизабет Юинг пишет, что Медичи презирала полную талию, считая ее верхом дурных манер. Корсет представлял собой несколько слоев плотной ткани. Его основной функцией было не утянуть талию, а сделать линию корсажа гладкой и ровной.
Его можно увидеть на скульптуре Богини змей, которая была создана примерно в 1600-ых годах до нашей эры и найдена в XX веке в древнем дворце Кноссе на острове Крит. Один из первых прообразов корсета связывают с крито-микенской культурой. Над верхней частью юбки находится широкая полоса, которая плотно обхватывает талию. Статуя изображает женщину, одетую в длинную юбку из нескольких слоев ткани и фартук, украшенный геометрическими узорами. Вероятнее всего, в культуре Крита и Микен прообраз корсета использовался как верхний декоративный элемент одежды, а не как нижнее белье.Сложно сказать, где и когда конкретно появился корсет. Верх костюма состоит из рубашки с глубоким вырезом, полностью обнажающим грудь. Около 1400 годов корсетом описывали одежду, которая носилась поверх сорочки. Элизабет Юинг в книге «Мода в нижнем белье: от Вавилона до бикини» пишет, что впервые слово «корсет» стало использоваться в средневековье с французским словом «cotte» и описывало плащ для мужчин.
Какое-то время их использовали как визуальную метафору социальных ограничений, с которыми сталкивались женщины.Но на деле такие конструкции применяли лишь в лечебных целях. Возможно, ты видела изображения корсетов, сплетенных из жесткой металлической проволоки. Стил отмечает, что нет никаких доказательств того, что металлические корсеты применяли в декоративных целях и в повседневном гардеробе. Как объясняет историк моды Валери Стил в книге «Корсет: история культуры», подобные устройства использовали для исправления деформации позвоночника.
Не исключено, что обе гипотезы справедливы, и Медичи просто привезла моду на корсеты из родной Италии, когда стала королевой Франции. По поводу страны, в которой изобрели корсет в том виде, в котором мы его знаем, есть две версии: его ввела в придворную моду Франции Екатерина Медичи в 1550 годах или он появился при итальянском дворе по инициативе Жуаны Португальской.
В 2015 году он курировал выставку в Нью-Йорке, которая демонстрировала, как нижнее белье и корсеты использовались на протяжении веков для создания силуэта. Возможно, тогда начало формироваться то, что французский историк и искусствовед Дэни Бруна называет «культурным телом».
С тех пор он стал главным материалом для этого элемента одежды. В эпоху последней представительницы династии Тюдоров – королевы Елизаветы I в корсетах начали использовать китовый ус. Ус позволял корсету повторять очертания тела и быть более гибким.
Корсет как раз это и делал, а потому в миг потерял актуальность. Общество народного и республиканского искусства (Société Popular et Républicane des Arts), которое в период революции заменило Королевскую Академию искусств, провозгласило, что одежда должна быть практичной, не ограничивать передвижение и не служить символом статуса. Позже эта идея будет повторяться снова и снова. И хотя эта тенденция сойдет на нет после революции, именно в этот период зарождается представление о корсете, как об инструменте угнетения.
– У нас есть культурное тело, и каждый раз оно пытается следовать моде своего времени. Это очень важно, потому что вы можете видеть, что естественного тела не существует, рассказал Бруна изданию Observer.
Он в первую очередь характеризуется идеалами религиозной терпимости, скептицизма в отношении слепой веры и свободы. Период Просвещения был огромным историческим сдвигом в философии, искусстве, науке и современных взглядах. В той же стране, где Екатерина Медичи практически сделала корсет необходимой частью придворного гардероба, женщины начали сбрасывать этот элемент одежды.
То есть, мужчины не заставляют стягивать себя корсетами, но женская склонность к этому определяется как раз таки мужским желанием. Тем не менее, эксперт отмечает, что женщины носят корсеты, чтобы получить подтянутую, сексуальную, молодую фигуру. Трудно сказать, где заканчивается свободный выбор женщины и начинаются патриархальные требования. Они носят корсеты, чтобы выглядеть привлекательными и подобающим образом одетыми.
Во время правления Наполеона талия начала подниматься чуть выше, девушки носили свободные платья, а весь акцент в фигуре делался на грудь. Корсеты до викторианской эпохи были призваны в основном подчеркнуть талию, а также помогали удерживать осанку и равномерно распределять вес пышной юбки. Эта мода продлилась недолго, затем талия вернулась на место, но подчеркнутая грудь осталась. Корсеты в этот период были короче и больше напоминали бюстгальтеры. Считается, что именно с этого момента корсет приобретает не просто поддерживающую, а еще и утягивающую функцию. Так появился силуэт «песочные часы». Врачи просят женщин отказаться от тугой шнуровки и рассказывают о том, что она вызывает деформацию внутренних органов. Во второй половине 19 века намечаются две противоположные тенденции: с одной стороны корсет становится популярней, а контраст между узкой талией и широкими плечами и бедрами все более радикальным; с другой растет движение, критикующее корсеты. Как отмечает Валери Стил, вред корсета значительно преувеличен, хотя некоторые проблемы с пищеварением или здоровьем внутренних органов он действительно мог спровоцировать.
Однако, сами мужчины тоже выступали против этой детали гардероба. Корсет не раз упоминался в истории и культуре, как символ угнетения и патриархата. Именно мужчины-врачи придумывали мифы о том, что корсет вызывает истерию и регулярно протестовали против них, говорит Валери Стил в интервью Collectors Weekly.
Женщин призывали к ношению более практичных и комфортных вещей. Женское освободительное движение сформировалось в США и Великобритании в 1800-ых годах, вместе с ним началась и реформа одежды. Американская феминистка Элизабет Стюарт Фелпс Уорд призывала женщин:
Зажги костер из жестких корсетов, которые столько лет господствовали над твоей грудью и животом, и вздохни с облегчением, ибо твое освобождение, уверяю тебя, с этого момента началось. Сожгите корсеты!
В их гардеробе появились брюки, а реформисты нижнего белья одобрили комплект из трикотажной рубашки и кальсон. Потребность в более комфортной одежде возрастала по мере того, как женщины становились активнее физически: занялись пешими и конными прогулками. Но эпоха корсетов все еще не закончилась.
Так к 1900 году появился эдвардианский корсет S-образного силуэта. Создатели корсетов попытались не отставать от тенденции к более мобильной одежде. Особенность такого корсета – длина. Он придавал фигуре изгиб, свойственный моде модерна. Он изготавливался из эластичной ткани, поддерживал буквально все тело и порой доходил до колен.
Как сказала она в одном из интервью: Кому-то возвращение корсетов может показаться шагом назад в борьбе за равноправие, но историк моды Валери Стил так не считает.
Белла Хадид, Хейли Болдуин, Кайли Дженнер и другие звезды подиумов и стритстайла используют разные вариации этого элемента одежды в своих образах. Несмотря на все взлеты и падения, сейчас корсет вернулся в моду.
Все зависит от того, в какую эпоху его надевали. Вот почему в одно время корсет был поддерживающим нижним бельем, в другое – способом изменить силуэт своего тела, а в третье инструментом патриархата. Еще важнее то, что сейчас женщина надевает корсет только по собственному желанию, а не потому, что так предписано правилами, навязанными обществом. Модные сейчас корсетные пояса, рубашки со шнуровкой скорее игра со стилем, чем попытка изменить свое тело.