Пес отказывался кусаться и есть колбасу: как снимали «Собачье сердце»

– Однажды по дороге домой около гаражей я увидела двух щенков, они запали в душу, и решила взять одного. – Это была моя первая собака, – рассказала дрессировщик Елена Никифорова. Назвала щенка Караем, начала ходить на площадку для собак, там познакомилась с ребятами из клуба собаководства и занялась серьезной дрессировкой. Когда вернулась, один щенок выскочил и бросился ко мне, его и забрала.

Пес отказывался кусаться и есть колбасу: как снимали «Собачье сердце»

Им выбрали десятка два собак и Карая в том числе. Как-то люди из киностудии обратились в клуб с просьбой подыскать им откровенную дворнягу среднего размера. На съемках была очень комфортная обстановка, к Караю очень хорошо относились, как за настоящим артистом всегда присылали машину, иногда даже «Чайку»! Мы сходили на пробы, но только через месяц мне позвонили и сообщили, что нас утвердили.

Пес отказывался кусаться и есть колбасу: как снимали «Собачье сердце»

Снимался в «гриме». Карай был подлинным артистом – закаленным, выносливым, бесстрашным. Действие в квартире снимали летом в павильонах, где стояла жарища, а улицу зимой – в ледяной холод. Он был с приглаженной шерстью, и растрепанную кудлатость ему делали с помощью желатина. Карай не обращал никакого внимания на эти огромные и шумные предметы. Чтобы показать метель, ставили ветродуй и авиамотор с пропеллером. И когда снимали несколько дублей эпизода, где повар окатывает его помоями, пес терпел обливания на 20-градусном морозе.

Пес отказывался кусаться и есть колбасу: как снимали «Собачье сердце»

А вот режиссера Бортко пес побаивался и сам к нему никогда не подходил. Больше всех Карай любил Евстигнеева, всегда бежал к нему здороваться, а Евгений Александрович в ответ дружески его трепал. Со вторым исполнителем роли Шарика Владимиром Толоконниковым общих сцен не было. Кстати, у Бортко на площадке был порядок: никто не опаздывал, не пропадал, как это частенько бывает на съемках. Актер как-то специально пришел на площадку в наш съемочный день, чтобы познакомиться, погладил Карая, тот отнесся к нему нормально, но сдержанно.

Пес отказывался кусаться и есть колбасу: как снимали «Собачье сердце»

Например, по сюжету пес кусает Борменталя. Но были и сложные сцены. Караю совершенно не хотелось кусать что-то непонятное и похожее на человеческую ногу. Вместо ноги сделали муляж. Сцену, где Шарик вырывается от Борменталя и громит операционную, снимали в маленькой комнатке. Еще это нужно было делать в определенный момент и совершенно естественно. Дольше всех снимали сцену с котом. Я могла стоять только далеко от собаки и оттуда постоянно командовать и показывать: «Прыгай туда!» Карай должен был специально наступать на лежащие на столе железные инструменты, которые с грохотом падали на пол. Обалдевший кот каждый раз бежал не в сторону камер. В ней Шарик ночью идет по улице, встречает кота и прогоняет его. В конце концов кот, убегая, свалился в подвал. Делали дубль за дублем, что очень расстраивало режиссера, ведь это были еще времена, когда снимали на кинопленку. Подвал был закрыт, ключи от него – у спящего дома дворника. Съемки пришлось остановить и пытаться его вызволить. Кстати, сам Карай относился к этим хвостатым спокойно, так как жил в моей квартире вместе с котом. Но в итоге этот эпизод в фильм так и не вошел.

Пес отказывался кусаться и есть колбасу: как снимали «Собачье сердце»

Когда мы летели на съемку сказки «Рок-н-ролл для принцесс» в Ялту, стюардесса собаку узнала и позвала командира корабля посмотреть на кинозвезду. После «Собачьего сердца» Карая приглашали сниматься в еще нескольких фильмах: «Навеки – 19», «Свадебный марш», короткометражке с Сергеем Шакуровым, с которым, кстати, у Карая сложились прохладные отношения. По пути была посадка на дозаправку и нас единственных выпустили из самолета погулять по летному полю.

Колбасу купили ядреную – полукопченую, сначала пес радостно ее хватал, а затем стал воротить морду: фу, гадость! Пес повеселил группу во время съемок сцены, где профессор приманивает Шарика куском колбасы. Но ему приходилось мужественно есть ее дальше.

Я работаю в питомнике немецких овчарок. Карай прожил девять лет и умер после того, как подобрал на улице какую-то отравленную еду. Он был очень понятливый и работал не за похвалу или еду, а из-за доброго ко мне отношения. Даже самые дрессированные собаки не смогли бы повторить того, что делал в «Собачьем сердце» Карай.

Так его выбор пал на Евстигнеева. Режиссер Владимир Бортко вспоминал, что пробовал на эту роль нескольких актеров, в том числе Владислава Стрижельчика и Александра Яковлева, но понял, что они слишком аристократичны, а ему нужен человек из народа, сделавший себя сам. Он даже не читал повесть Михаила Булгакова, по которой был написан сценарий. Но тот не хотел сниматься! Она была создана в 1925 году, но официально напечатана только за год до съемок в журнале «Знамя».

К этому времени Евгений Александрович снимался очень мало, если и брался, то за небольшие роли, говорил, что уже надоело, жаловался на сердце. — «Собачье сердце» я прочитала еще в школе, помню, как прятала под партой запрещенное самиздатовское издание, и вот увидела, что мужу прислали сценарий. Но я решила его уговорить. Сценарии лежали у нас горой. Муж согласился, но только с условием, что на съемках я буду вместе с ним. В то время все обсуждали политическую ситуацию, и я нашла аргумент: «У тебя есть шанс высказать свое мнение на всю страну и даже за ее рубежами». А фильм потом действительно получил призы на нескольких международных кинофестивалях. И я поехала в Питер, помогала учить роль, он уже плохо запоминал текст.

— Он проглотил воду, маскирующуюся под водку так смачно, что было слышно, как она проваливается в желудок. — На пробах папа играл сцену за столом, когда Шариков произносит тост: «Желаю, чтобы все!» – рассказал сын Владимира Толоконникова Иннокентий. Бортко вышел из студии и расхохотался, и тогда решил, что это и есть настоящий Шариков.

Таких набралось чуть больше десятка. Агенту по актерам режиссер дал задание найти мужчину с низким приплюснутым лбом, большими оттопыренными ушами, огромным ртом, крупными зубами и похожего на собаку. Но затем Бортко попалась на глаза фотография неизвестного актера из Алма-Аты, и он попросил вызвать его. Лучше всех на пробах показал себя его друг Николай Караченцов. Тогда режиссер пошел ва-банк и поставил ультиматум: либо будет играть парень из Алма-Аты, либо он отказывается делать этот фильм. Бортко вспоминал об их первой встрече: «Я зашел в свой кабинет и увидел сидящую за столом собаку в галстуке!» Но худсовет категорически требовал, чтобы снимался любимый зрителями Караченцов. Худсовет уступил.

Поразительно, но он сам ни капли не похож на своего героя. Папа всегда был благодарен судьбе за эту роль и понимал, что такой шанс выпадает не каждому артисту. Конечно, зрители знали его прежде всего по «Собачьему сердцу». Он был интеллигентнейшим, тактичным, добрым человеком, сыграл много прекрасных ролей в русском драматическом театре в Алма-Ате. Кстати, он даже получил получил кинонаграду MTV-2007. Но после того как он сыграл главную роль в приключенческой комедии «Хоттабыч», его полюбили подростки.

Евстигнеев любил выпить коньячку, приносил бутылочку, спрятанную от строгого режиссера в газету. Кстати, актеры на съемках немного хулиганили. В киногруппе фразу из фильма «Пива Шарикову не предлагать!» переделали в закадровую: «А не налить ли Шарикову?» Помню, как папа вернулся со съемок домой с сильно порезанными ногами. Несколько раз звал папу к себе в гримерку. В сцене, где доктор Борменталь ловит Шарикова, актеры случайно задели буфет, и он напоролся на осколки стекла.

Как-то мы решили погулять по набережной Геленджика. Я был с ним прошлым летом на его последних съемках в комедии «Супер Бобровы-2». Мы прошли сто метров и вернулись обратно в гостиницу. К нему подходили взрослые, подростки, дети и просили автограф, а папа не мог никому отказать. У него не было звания народного артиста, но всегда была народная любовь. Папа ушел физически, но его коллеги, знакомые так часто говорят мне теплые слова о нем, что кажется, будто он остался с нами.

  Всего 300 просмотров