Портрет поколения молодых

Социологи опрашивают тысячи молодых людей и выводят свой цифровой, среднестатистический портрет поколения. У документального искусства иные законы. Не выкладками цифр, а чутьем художника угадывают его мастера искомый контур. Документалист находит своего героя — единственного из тысяч, в котором отражены эти тысячи. И если он верно найден, по нему одному можно судить о тысячах, о миллионах.

О поколении

Синтез искусства и социологии дал кинематографу и телевидению такие фильмы, как «Все мои сыновья», «Смена», «Нам — семнадцать», «Откровенный разговор», «Найти себя». Фильмы эти показали сложнейший спектр характеров, склонностей, суждений, интересов, придя на смену стереотипно-усредненному, не социологическому, а плакатному представлению о молодом человеке.

Часть зрителей никак не хотела расставаться с этим стереотипом. На показ напыщенного глупенького пижона в фильме «Все мои сыновья» (хотя там рядом были и совсем другие ребята) эта часть зрителей ответила возмущением: не те примеры показываете с экрана!

Убрать дурной «пример» с экрана просто. Сложнее разглядеть его, чтобы убрать из жизни, — это и делали «социологические» фильмы. Еще сложнее показать, как «трудные» могут становиться «дружными и нужными». Ленинградцы показали и это — вспомним ленты «Трудные ребята» и «Каким ты станешь, парень?». Теперь возникает вопрос: а все ли подростки «трудные»? Или есть «легкие»? Иными словами, нам опять хочется увидеть обобщенный, но и индивидуализированный, единичный портрет. Увидеть характер, то есть не ряд людей в одном измерении, а одного Человека во многих измерениях.

Уже есть попытки создать и такие фильмы, пример тому — хотя бы украинская лента «Нина Хахалина». Мы не будем вдаваться в подробный анализ этого одночастевого фильма, хотя он, безусловно, заслуживает такого анализа. Скажем лишь, что ершистая украинская девчонка показана в нем многопланово. Ныне овладевает трактором, впереди многочисленный арсенал сельскохозяйственных машин. Нина хочет стать агрономом. А председатель колхоза говорит, как важно сейчас, чтобы девушки шли на комбайн, на трактор: деревня взяла курс на полную механизацию.

Нас не покидает ощущение внутренней силы и цельности Нины: вот какая у нас молодежь! Видишь одну героиню, а выводы — о молодежи вообще, потому что не сама по себе Нина Хахалйна стала такой. Только теперь, в шестидесятые, семидесятые годы, этот тип сельской девчонки стал возможен. Более того, он, этот тип, во многом определяет будущий стиль жизни нашего села.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

* Обязательные для заполнения поля
Статья прочитана раз