Рецензия на фильм «Экстаз»: чарующее безумие

В один момент всех присутствующих охватывает необъяснимая эйфория — сладкое наслаждение витает вокруг, не давая расслабиться ни на мгновение. В академии современного танца готовятся к скорому отъезду в США на гастроли, и после финальной репетиции начинается долгожданная вечеринка. И хотя репетиция давно закончилась, парни и девушки продолжают танцевать, выплескивая энергию и постепенно понимая — в сангрию, которую все пили, подмешали нечто сильнодействующее...

Рецензия на фильм "Экстаз": чарующее безумие

Режиссера называют провокатором, и этому есть разумное объяснение: он показывает в своих лентах то, что в мейнстриме увидеть попросту нельзя. Фильмы Гаспара Ноэ ("Необратимость", "Любовь") — испытание для неподготовленного зрителя, не стал исключением и "Экстаз" (дословный перевод оригинального названия — "Кульминация"). И это здорово; у Ноэ есть стиль, который не оставляет равнодушным — он либо восхищает, либо раздражает, вынуждая поспешно покидать зал. Другой немаловажный момент — он может наслаждаться даже самыми неприятными сценами, упорно не желая переходить к другому кадру.

Ночь. Танцы. Сангрия. Винил. Новая история пропитана потом, алкоголем и чувством вседозволенности, миксуя тем самым непредсказуемый сюжетный коктейль. Слишком много сангрии. С первых минут фильм изобилует яркими тонами с превалирующим красным, добавляющим всем диалогам и танцевальным партиям (их много) большей экспрессивности. Однако это не все. Это не только экспрессия, но также энергия, доминирование и, разумеется, опасность — идеально для картины, собирающейся взбодрить, удивить, шокировать зрителя. Почему именно красный?

Однако она получила ровно столько экранного времени, сколько понадобилось для истории, ограниченной стенами клуба (не считая вступительной сцены). Практически все роли сыграли непрофессиональные актеры, поэтому главной звездой стала София Бутелла ("Kingsman", "Мумия", "Взрывная блондинка"), с 5-летнего возраста занимающаяся танцами. Все остальное — грамотное движение камеры по коридорам и помещениям, попытки "заглянуть" в душу через глаза персонажей, ничего не выражающих в момент эйфории.

Более того, в некоторых случаях требовалось вывернуть внутреннее "Я", обнажая скрывающиеся желания и переживания — с этим не возникло проблем. Актерский состав выкладывался на пределе возможностей, ведь персонажи раскрывались за счет максимальной эмоциональной отдачи. Среди всеобщего наркотическо-танцевального безумия выделяется детский персонаж, которому отведена пусть и второстепенная роль, но удачно дополняющая общую картину.

Настолько некомфортным, что в определенный момент восхищаешься тем, насколько умело режиссер овладевает твоими эмоциями, используя по большей части ядовитую картинку и неумолкающую музыку. "Экстаз", будучи триллером, приковывает к зрительскому креслу и надевает невидимые наручники, чтобы сделать просмотр максимально некомфортным. Эта музыка так прекрасна, что после просмотра вам наверняка захочется добавить саундтрек в свой плейлист — хороши все композиции ("Supernature" от Cerrone и др.).

Вопреки звучавшим мнениям о пустоте ленты, заложенные идеи четко прослеживаются, хотя Ноэ откровенно получал удовольствие от того, как выглядит история, но не что в ней сокрыто. Но для чего был задуман этот эстетский полуторачасовой оргазм? Только вот кое-что принять все-таки не получилось — затянутость время от времени давала о себе знать. И это нормально — мы же смотрим его кино, и только автору решать, что и как показывать зрителю. Если сократить хронометраж на 15-20 минут, тогда бы мы получили настоящий шедевр, а так — картина изобилует сценами, никак не влияющими на динамику, а также диалогами с нулевым смыслом.

Говорить не просто как о чем-то, что есть в жизни страны, региона, городка или горстки людей, а о том, к чему это может привести. "Экстаз" — вовсе не извращенное нравоучение, но кино вынуждает говорить о наркотиках после финальных титров. Однако... Ноэ словно напоминает: только мы решаем, какой будет кульминация нашей жизни. Никто не застрахован от случайностей и выходящих из-под контроля ситуаций, порой имеющих катастрофические последствия.

  Всего 33 просмотра