Сергей Безруков: «Я наслаждаюсь всем – от костюмов до атмосферы»

Режиссер проекта Алексей Андрианов, оператор Сергей Мачильский. Сценарий был написан Ильей Тилькиным на основе исторических документов в тесном сотрудничестве с доктором исторических наук, профессором Николаем Борисовым. На площадке – целое созвездие отечественных актеров: Борис Годунов (Сергей Безруков), Федор Романов (Александр Устюгов), Василий Шуйский (Андрей Мерзликин), Мария Годунова (Светлана Ходченкова), Ирина Годунова (Анна Михалкова), Иван Грозный (Сергей Маковецкий), Мария Нагая (Ирина Пегова), Малюта Скуратов (Виктор Сухоруков).

Сергей Безруков: «Я наслаждаюсь всем – от костюмов до атмосферы»

— На строительстве декораций использовано: 1,5 тонны гвоздей, 70 куб. — В работе над декорациями и реквизитом было задействовано более 250 человек, в том числе 12 архитекторов, 26 живописцев и 60 бутафоров-декораторов, – говорит ведущий продюсер проекта Александр Плотников. пенопласта, 90 тонн гипса для отливки декоративного кирпича, 6 тысяч кв. м. м камня и 18 тонн фасадной шпаклевки.

Сергей Безруков: «Я наслаждаюсь всем – от костюмов до атмосферы»

Отстроили достоверные исторические копии построек того времени, разве что не из камня, а из пенопласта и фанеры. Москву XVI века доподлинно воссоздали на территории и в павильонах Главкино. До мельчайших деталей воссоздавали копии музейных вещей – троны, мебель, ювелирные украшения… Тут кремлевская стена того времени, Покровские ворота, Красная площадь с лобным местом.

Сергей Безруков: «Я наслаждаюсь всем – от костюмов до атмосферы»

В зале накрыт огромный стол с различными яствами. …В павильоне – настоящие боярские покои с расписными комнатами, лавками, печками, горящими восковыми свечами. Снимают сцену свадьбы Годунова и Марии Скуратовой. Гусь и стерлядь на блюде бутафорские, но фрукты, пирожки, салаты – настоящие. Актеры, занятые в ней, сидят за столом, едят и поднимают серебряные бокалы, в которые слуги разливают компот, а не вино, за здоровье молодых…

Сергей Безруков: «Я наслаждаюсь всем – от костюмов до атмосферы»Сергей Безруков: «Я наслаждаюсь всем – от костюмов до атмосферы»

— Образ Годунова у нас будет отличаться от того, к которому мы привыкли по поэме Александра Сергеевича Пушкина. — Я прочитал много разных исторических документов и литературу, – рассказывает Сергей Безруков. Но, безусловно, в фильме будет присутствовать и вымысел, так как это художественное произведение, а не документальное. Нас консультируют серьезные историки, они просматривают каждую сцену. Я много играл в исторических проектах, но здесь я наслаждаюсь абсолютно всем – от костюмов, реквизита, декораций до команды и атмосферы, царящей в павильонах. Мне интересен материал (то время уникально). Слово сериал в нашем случае неуместно – мы делаем многосерийный фильм высокого уровня. К слову, у моего героя есть восковая записная книжка того времени, в которой металлическим карандашом можно делать пометки. Переступая порог павильона, ты вдыхаешь аромат свечей, ладана, будто перешагиваешь в другое измерение.

В нашем фильме он всегда сомневается, задаваясь вопросом: «А вправе ли я?» Борис Федорович отправлял тех, которые пытались причинить вред стране, не на дыбу, а в монастырь. Он, безусловно, был талантливейшим человеком и в отличие от Ивана Грозного и последующих царей не кровожадным. Но, конечно, без крови не обходилось. Он не мог избавляться от людей физически. Как говорит мой герой: «Власть без крови не бывает».

У него было много хороших начинаний для развития и благосостояния страны, много хороших и добрых дел он. Годунов – интересная личность. Правда, в смутное страшное время, после того как отроки получили образование, на родину вернулся только один из них. Именно он до Петра первым начал приглашать оттуда ведущих специалистов, отправлять детей учиться за рубеж. Да, были два года неурожая и волнений, связанных с голодом, но это не зависело от Годунова. Годунов боролся со взяточничеством, пьянством, закрывал питейные заведения, За время его правления не было войн. Причем он же – первый выбранный царь в России. Для меня Борис Федорович – реформатор, семьянин, по-настоящему преданный Богу.

Он не партнер Годунова, а конкретный соперник, имеющий право на власть по своей крови. Шуйский в жизни Годунова выполнял роль одной из фигур на его шахматной доске.

— Может, косвенным путем поговорить о сегодняшнем дне – пусть смутное время будет легкой аналогией того, что мы пережили недавно. — Я играю Василия Шуйского, и мне предстоит открыть своего персонажа зрителю – прежде всего через область политического аспекта, борьбы за власть, – вступает в разговор Андрей Мерзликин. После того как слышишь, что Грозного у нас играет Маковецкий, есть лишь один варианта ответа: «Да». Сложно сказать, что я решил подумать, прежде чем согласился на этот проект. Куда ни посмотришь на площадке, везде замечательные партнеры – твои друзья и товарищи.

— Я только начну эту историю, потом чуть-чуть пробегусь по снегам и исчезну – уже во второй серии меня не будет. — Роль у меня тут махонькая, заявочная, – признается Виктор Сухоруков. Видите, какой у меня перстень на руке – с огненно-кровавым камнем. Малюта Скуратов – второй после Ивана Васильевича персонаж по своей жестокости. Насколько он был кровав или порядочен, мне неведомо. Скуратов оброс мифами о своих злодеяниях. А он, может, просто выполнял свою работу так, как понимал, в силу средневековых традиций. Кто-то сделал такой вывод, что он был зверем-убийцей. Вот сегодня Малюта выдает замуж дочь. Но своих детей Скуратов обожал. В молодости я должен был сыграть Скуратова на дипломном спектакле, но это не произошло. История с этим героем в моей жизни была любопытная. Я пришел к нему и сказал: «Павел Семенович, дай попробовать Скуратова». А потом, когда прошло полжизни, Лунгин приступил к съемкам «Царя». И вот я встретился с Андриановым. Он посмотрел на меня: «Что детей жрать любишь?» Я: «А при чем тут это?» Тоже не позвал на роль. Я насторожился: «При чем тут портрет? Меня загримировали, и режиссер сказал: «Уж больно красив». Дайте мне поступок. Сколько обаятельных людей, а они ведь преступники. Курицы не будет, да и сам бы я, конечно, этого никогда не сделал… Режиссер понимает и слышит меня. Вот есть у меня сцена, как Малюта Скуратов ест щи, и пусть в это время по столу побежит курица, а я равнодушно оторву ей голову, вытру о кафтан кровавые руки и продолжу обед». Хочется, чтобы история наша стала объемной, поучительной, познавательной, а главное – полезной.

— Сохранилось мало изображений одежды того времени, но все-таки что-то осталось. — У нас в проекте больше 200 персонажей, и каждого как минимум мы переодеваем раза три (должны быть рубаха, порты, зипун, нижние и верхние кафтаны, шубы, шапки, обувь), поэтому костюмов нам пришлось сшить более 1000, – рассказывает художник по костюмам Наталья Салтыкова. Интересно, что закупали ткани для пошива одежды мы в Стамбуле. Ориентировались мы на Радзивилловскую летопись, а еще на парсуны, иконы и, конечно, на экспонаты музеев, в которых до сих пор есть остатки тканей с рисунком и орнаментом Средневековья. У Сергея Безрукова около 20 предметов одежды. Там до сегодняшнего дня ткут именно подобные узоры и текстура ткани та же. И это превращение прослеживается у нас даже в ювелирных украшениях, к примеру, кольцах. Он ведь по сюжету превращается из бедного человека в знатного. У жены Годунова Марии Скуратовой-Бельской нарядов побольше. Поначалу на его руке маленькое серебряное колечко с сапфиром, а потом постепенно у него появляются золотые перстни с рубинами и другими драгоценными камнями. Цвета агрессивные, но мы старались подбирать их еще и так, чтобы они подходили актрисе Светлане Ходченковой – красный, сине-зеленый, черный… Она была властной женщиной, поэтому мы старались, чтобы ее характер прослеживался в костюмах – все предметы одежды как бы преувеличены, скажем, размер головного убора выше обычного.

Статья прочитана раз